Главная » Статьи » классному руководителю |
Классный час «Я – дизайнер ЗОЖ» Цели и задачи: 1. выявить отношение учащихся к своему здоровью. 2. повысить уровень культуры здорового образа жизни у школьников. 3. создание положительной мотивации к здоровому образу жизни Учитель: Сегодня мы обсудим очень важный, особенно в период привыкания к большой школе, для нас всех вопрос. А для начала, скажите, пожалуйста, как вы понимаете высказывание известного английского писателя Д. Голсуорси: «Если вы не позаботитесь о будущем, оно никогда не наступит». А теперь попробуем связать данное выражение с нашей сегодняшней темой классного часа «Я – дизайнер ЗОЖ». На сегодняшний день проблема сохранения здоровья населения РФ является одной из глобальных. Среди многочисленных проблем, которые стоят перед разными специалистами общеобразовательных школ - психологами, медицинскими работниками и администрацией, особую актуальность занимает проблема формирования ценностного отношения у школьников к своему здоровью. Каждый исторический период развития человеческого общества был определен культурными рамками и своими ценностями. И, пожалуй, единственным стабильным показателем оставалось здоровье человека. А что такое здоровье? Как вы понимаете это слово? (Учащиеся выражают свое мнение). Здоровье – это… Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».[1] Здоровье человека зависит от многих факторов - внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п. Для человека любой из них может являться определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом: - Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20% Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни. А что же складывается образ жизни. Учащиеся рисуют схему, добавляя составляющие образа жизни: режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п. Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его ЖИЗНИ. Далее учащимся предлагается обсудить разрежающие и запрещающие знаки Здорового Образа Жизни. Режим дня. Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. Для того, чтобы не допустить развития умственного перенапряжения у ребёнка, ему необходимо соблюдать режим дня. В режиме дня школьника должно быть отведено время для отдыха, прогулки, подвижных игр и т.д. Необходимо чередовать умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления и сохранить здоровье ребёнка. Нельзя перегружать его занятиями, жертвуя сном и отдыхом. После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка – сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора – часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно-сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма. Двигательная активность. Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Некоторые виды движений могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки. Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки физкультуры. Занятия физической культурой должны быть систематическими, нагрузки при этом должны увеличиваться постепенно, по мере развития физических возможностей ребёнка. Рациональное питание. Для нормального развития сердца и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы ребёнку необходимо правильное и рациональное питание. Необходимо приучать ребёнка обязательно завтракать. Завтрак всегда должен быть полноценным. Следует принимать пищу в определённое время, небольшими порциями, 4 – 5 раз в день. Соблюдение режима питания, приём пищи в одно и тоже установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма. Повседневная пища должна содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. Мы получаем их в том случае, если он питаемся разнообразно, нам необходимы белки, жиры и углеводы. Не менее важно для поддержания нормальной работы детского организма потребления достаточного количества витаминов. Овощи и фрукты – важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты – полноценных белков. Важно, чтобы все они включались в рацион ребёнка в достаточном количестве и правильном соотношении, - это позволит на долгие годы сохранить его здоровым. Как правило, учащиеся активно включаются в обсуждение этих вопросов, поэтому к следующему классному часу, они получают конкретные задания: приготовить сообщения по теме, а также проследить в течении недели, насколько точно, они выполняют правила ЗОЖ.
[1] Торохова Е. И. Валеология: Словарь. - М.: Флинта: Наука. 1999. 248с.
Источник: http://kuznetsovaolgam.ucoz.net/zozh.rar | |
Просмотров: 525 | | |